Драпировка,
(франц.), ткань, которой облекаются фигуры на картинах и в скульптуре, любое изображение
плоскости ткани . Т.к. плоскость ткани
по своей природе пластична, то положенная на любой объем (шар, куб, конус и пр.) образует складки (драпируется).
современность
Драпировка – это
создание более или менее упорядоченных складок в одежде или интерьере; это
форма, которую приобретает ткань, образуя складки. Драпировками сегодня
называют также модный тренд, который определяется наличием разнообразных
складок на одежде.
История
Драпировка являлась основой античного греческого костюма.
Греческий костюм больше, чем у любого другого народа, был связан с выражением
эстетического идеала. Драпировки
подчеркивали гармоничные пропорции тела, благородную простоту и достойную
осанку.
Прямоугольный
кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, прекрасно подчеркивал
гармонию тела и одежды. Искусство одевания и умение носить одежду входило в
обязательный курс обучения молодых девушек и парней имущих классов.
В Древней
Греции считали, что драпировка оживляет мертвую ткань, придавая
эстетическую цельность фигуре.
Можно выделить два основных типа драпировок:
- четкая и строгая драпировка (обычно выполняется на верхней одежде; изделия с такой
отделкой часто весят раза в 3 больше нормы, ведь на них уходит много
ткани)
- мягкая и плавная драпировка (создается обычно из
тонких и легких тканей; отличается элегантностью и отсутствием большого
количества швов)
·
Модели с драпировками
·
Драпировка используется, как правило, в нарядных
изделиях, подчеркивающях элегантность женской фигуры. Ее получают за счет
незаутюженных и нестаченных складок, закрепленных на одном или двух концах.
Наиболее динамичны и выразительны асимметрично расположенные драпировки, при
этом они могут располагаться и по диагонали.
В изделиях прилегающего и полуприлегающего силуэтов к драпировкам предъявляют
более строгие требования. Прежде всего следует знать, что в таких изделиях
детали с драпировкой желательно выполнять на подкладке. Ее выкраивают из тонкой
шелковой ткани по лекалам основы плотно прилегающего лифа. Драпировка на деталях изделий может идти от подреза или среза. В этом
случае все вытачки на детали переводят в драпировку. Как правило, изделия с
драпировкой прилегающих и полуприлегающих силуэтов выполняют с использованием
соответствующих выкроек основ. На деталях выкройки - основы по эскизу намечают
линию подреза — начало драпировки- и направление ее складок По намеченным
линиям выкройку разрезают и разднигают на требуемую величину раствора складок драпировки. Направление складок может усилить или
сгладить остроту формы изделия. При горизонтальном расположении складок
драпировки форма изделия кажется довольно статичноЙ, а при диагональном —
значительно более острой и динамичной.
Рассмотрим несколько моделей изделий с драпировкой.
Модель 1.
Лиф платья с асимметричной драпировкой из
линии рельефа на полочке приталенного силуэта (рис.1)
|
|
|
Рис.1 Лиф платья с
асимметричной драпировкой из линии рельефа на полочке приталенного силуэта
|
Рис.2. Нанесение
рельефных линий
|
Рис. 3. Раздвиг по
рельефным линиям
|
·
Принцип построения драпировок всех видов один и тот же. Берут выкройку-основу полочки приталенного
силуэта, причем не в половинном, а в полном размере (полную полочку). Проводят
на ней линию отрезного бочка на правой части полочки. Затем из всех концов
вытачек на талии и из плечевых срезов намечают пунктирные линии в направлении
линии отрезного бочка полочки (рис. 2). Выкройку разрезают по линии рельефа, а
затем по намеченным пунктирным линиям до концов вытачек. Последние закрывают,
раздвигая полочку на необходимую величину раствора складок драпировки.
Рельефную линию выравнивают плавной кривой. Направление драпируемых складок
уточняют на примерке. Чтобы складки лучше драпировались, долевую нить на них
располагают под углом 45° к середине переда, т. е. по косой нити, как показано на
рис. 3.
·
Модель 2
Лиф платья с асимметричной драпировкой
внизу правой полочки (рис. 4)
|
|
|
Рис. 4. Лиф платья с
асимметричной драпировкой внизу правой полочки.
|
рис. 5 Нанесение
мест разреза полочки
|
Рис.6. Выравнивание
линии края бортов
|
·
На выкройке - основе полочки приталенного силуэта намечают линию края
борта. Нагрудную вытачку из плечевого среза переводят в линию края борта.
Желательно, чтобы эта исходная вытачка была перпендикулярна к направлению
складок драпировки. Пунктирными линиями, параллельными краю борта от нижней
стороны вытачки до низа выкройки, наносят места ее разреза (рис. 5). Затем
выкройку разрезают по намеченным линиям, вытачку закрывают, корректируя линию
края борта и нижнюою часть полочки, раздвигают примерно на 10—12 см. Чем больше
раздвижка, тем гуще драпировка. Однако общая длина новой линии низа полочки не
должна превышать исходную более чем в три раза. После этого плавной линией
оформляют низ полочки и выравнивают линию края бортов (рис.6).
Внешний вид драпировки определяют на примерке. Она может быть в виде сборок или мягких складок, что зависит
от ткани. На примерке устанавливают и степень "натянутости" ткани в
области драпировки.
·
Модель З
Лиф платья с асимметричной драпировкой к
линии подреза полочки, направленного наклонно вверх из правого бокового среза к
левой стороне полочки (рис. 7)
|
|
|
Риис.7. Лиф платья с
асимметричной драпировкой к линии подреза полочки, направленного наклонно
вверх из правого бокового среза к левой стороне полочки
|
Рис. 8.
|
Рис. 9.
|
·
На выкройке-основе полочки в полном размере проводят линию горловины,
которая должна быть симметрична линии середины переда. Правую сторону горловины
удлиняют на б см (по модели) и ставят точку А. На линии правого бокового среза
полочки намечают точку В на расстоянии 12 см от проймы. Точки А и В соедяняют и
получают наклонную линию подреза согласно модели. Затем из концов вытачек (на
талии и из плечевого среза) наносят пунктирные линии в направлении подреза АВ,
а на правой стороне полочки вверху от него намечают две линии разреза,
перпендикулярные к линии АВ, как показано на рис.8
Выкройку разрезают по линиям подреза АВ и горловины, а также по пунктирным
линиям из концов вытачек, закрывая при этом все вытачки, и получают новую
конфигурацию срезов левой и нижней правой частей полочки. После этого уточняют
срезы низа полочки и линию подреза. Верхнюю правую часть полочки разрезают по
пунктирным линиям и разднигают на 8—10 см к линии подреза, не меняя линию
плечевого среза. Плавной линией оформляют нижний срез. На правой боковой части
лифа указывают направление долевой нити, которая должна быть параллельна
середине переда (рис. 9). Контрольными лиинями намечают место расположения
сборки. В данном случае она должна начинаться на расстоянии 2—З см от линии
подреза от бокового среза и горловины.
·
Модель 4
Лиф платья с асимметричной драпировкой на
одном плечевом срезе приталенного силуэта за счет вытачек на талии (рис. 10)
|
|
|
Рис. 10. Лиф платья
с асимметричной драпировкой на одном плечевом срезе приталенного силуэта за
счет вытачек на талии
|
Рис.11
|
Рис. 12
|
На выкройке-основе полочки приталенного силуэта в полном размере проводят линию
подреза посредине полочки от конца одной нагрудной вытачки из плечевого среза к
концу другой (рис. 11).
·
Затем выкройку-основу разрезают по одной стороне вытачки из правого
гтлечевого среза и по линии подреза к концу левой нагрудвой вытачки. Последнюю
закрывают и получают увеличенную линию плечевого среза правой стороны полочки.
Линию среза выравнивают плавной линией (рис. 12). Направление драпируемых складок
уточняют на примерке.
·
Модель 5
Лиф платья со сложной произвольной
драпировкой нпа выреэе каре с глубоким декольте и на подрезах, параллельных
линиям выреза проймы (рис. 13).
|
|
|
Рис. 13. Лиф платья
со сложной произвольной драпировкой нпа выреэе каре с глубоким декольте и на
подрезах, параллельных линиям выреза проймы
|
Рис. 14.
|
Рис. 15.
|
Используют вьюкройку-основу полочки приталенного
силуэта с вытачкой, переведенной из плечевого среза на линии талии (рис. 14).
На выкройке пунктирными линиями намечают форму горловины типа каре. При этом
конец вытачки на талии соединяют с высшей точкой угла горловины и получают
первую линию подреза. Вторую линию подреза проводят отступив от первой по
плечевому срезу на 4—5 см касательно к срезу проймы полочки. Пунктирными
линиями намечают места раздвижек к подрезам декольте и проймы. Затем выкройку
разрезают по линиям подрезов: со стороны декольте — по линии от высшей точки
угла горловины до конца вытачки на талии, а со стороны проймы — по линии проймы
к плечевому срезу, не доходя до его конца на 1— 2 см. После этого выкройку
раздвигают в первом случае за счет закрытия вытачки на талии, а во втором —
произвольно, и делают гiодрезы по пунктирным линиям раздвижек, параллельных
линиям горловины и плечевого среза. Детали раздвигают, как показано на рис. 15,
на 6—8 см для сборки к подрезу горловины и на 5— б см для сборки к подрезу со
стороны проймы. Срезы оформляют плавными линиями. Направление драпируемых складок
уточняют на примерке. Долевая нить на полочке должна располагаться параллельно
середине переда. Контрольные линии, определяющие место сборки, обычно
располагают на расстоянии 2—3 см от краев подреза с обеих сторон.
·
Модель З
Блуза с подрезами из плечевых срезов
параллельно линии горловины ниже линии подрезов предусмотрена сборка (рис. 1).
|
|
Рис.1 Блуза с
подрезами из плечевых срезов параллельно линии горловины ниже линии подрезов
предусмотрена сборка
|
Рис.2. Чертеж
выкройки блузы с подрезами из плечевых срезов параллельно линии горловины
ниже линии подрезов предусмотрена сборка
|
·
С чертежа на другой лист бумаги переводят выкройку-основу спинки и полочки.
Преобразованиям подвергают только основу полочки, поэтому на рис. 2
представлена выкройка полочки с вытачкой, переведенной из плечевого среза в
боковой.
На выкройке-основе намечают линию подреза, которая идет от плечевого среза
параллельно линии горловины основы, не доходя до середины переда на 8 см. К
этой линии от верхнего края вытачки проводят пунктирвые линии разреза переда.
Одновременно на выкройке ОфОРМЛЯЮТ ПОВЮ линию горловивы и соответствующую ей
линию влечевого среза.
·
Выкройку полочки разрезают по линии подреза, а затем и по пунктирным линиям
от подреза к вытачке, которую закрывают. Разрезанные части раздвигают на
величину сборки, как показано на рис. 2. Плавной линией выравнивают нижний срез
подреза. Сборку начинают на расстоянии 2—З см от конца подреза.
·
Модель 4
Лиф платья с фигурным подрезом выше линии
талии и сборкой из подреза на линии груди (рис. 3).
|
|
|
Рис. 3. фасон лифа
платья с фигурным подрезом выше линии талии и сборкой из подреза на линии
груди
|
Рис.4. Чертеж
полочки с линией подреза
|
Рис.5. Чертеж
полочки с с раздвигом по линии подреза
|
·
С чертежа на другой лист бумаги переводят основу выкройки полочки и спинки.
Выкройка спинки остается без изменений, а на полочке намечают линии фигурного
подреза выше талии и углубления горловины (рис. 4). Затем по намеченным линиям
выкройку разрезают, закрывая вытачку на талии и корректируя линии талии и
подреза. Конец вытачки из плечевого среза соединяют линией с фигурным подрезом
и по ней разрезают деталь верхней части полочки, закрывая вытачку из плечевого
среза. При этом образуется вытачка, обеспечивающая сборку от подреза на линии
груди. Контрольными линиями намечают место расположения сборок. Обычно они
располагаются на расстоянии 2— З см от середины переда и бокового среза. Нижний
срез верхней части полочки выравнивают плавной линией, как показано на рис. 5.
|