От
творчества учителя к творчеству ученика.
Обратимся к Википедии - творчество —
процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные
ценности или итог создания субъективно нового.
Чем же тогда творчество отличается
от производства? Да уникальностью своего результата. В процессе творчества
автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или
логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты
своей личности, т.е. вдыхает жизнь. Тогда как можно говорить о творчестве
отдельно от учителя? Ведь результат педагога не измерить общепринятыми мерками,
результат его деятельности – создание ценностей. Учитель по определению не
может быть не творческим. Это нонсенс.
Борис Пастернак сказал:
Цель
творчества – самоотдача,
А
не шумиха, не успех.
Печально,
ничего не знача,
Быть
притчей на устах у всех.
И
надо жить без самозванства –
Жить
так, чтобы в конце концов
Привлечь
к себе любовь пространства,
Услышать
будущего зов.
Как метко. Мне кажется, в каждой строчке написана судьба учителя.
От
того доброго, что дает педагог детям, добро рождается в них самих. Он заряжает
их энергией, отдавая частицу себя.
Тогда возникает вопрос: что такое
творческая личность, как ее можно воспитать. Что нужно преподавать? Как нужно
преподавать? Как оценивать? Во-первых,
создать условия для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей
каждого ученика, развития его неповторимой индивидуальности. Во-вторых, научить
нетрадиционно подходить к решению поставленной проблемы. В-третьих, что,
пожалуй, является самым главным, зажечь в глазах детей огонек желания творить,
мыслить, делать добро.
Многие педагоги используют в своей
работе такую форму, как проектная деятельность. Она в полной мере способствует
реализации творческого потенциала, индивидуальных способностей и педагога, и
ученика. Уроки-проекты привели к тому, что дети учатся самостоятельно добывать
знания, сочиняют стихи и частушки, рисуют, делают коллажи, пишут сценарии,
создают костюмы…
Пример, изучаем тему « Ручные работы»,
на этапе актуализация опорных знаний выясняется,
что одна из учениц была во Львове и была поражена изделиями, изготовленными
вручную. Особенно красочно описывала девочка костюмы, в которые были одеты
артисты Вертепа. Но ведь, ни Боги горшки обжигают. Следующая задача – убедить
детей в том, что все возможно. И как результат – дети написали сценарий вертепа,
срежессировали рождественское представление, изготовили костюмы и поздравили горожан.
Получили массу впечатлений и как поощрение – сладости.
А если учитель занимается исследовательской деятельностью, то
можно приобщать к этому и своих
учеников. А потом, на занятиях обмениваться
результатами своих исследований.
Формы и методы проведения
творческой деятельности, а также время каждый учитель выбирает для себя сам.
Здесь нельзя издать указ, четко регламентировать деятельность. Одно можно
сказать точно, чтобы творчество не превратилось в продукт производства
необходимо поощрение как учителю, так и учащимся. Поэтому необходимо устраивать
выставки творческих работ, конференции, защиты проектов. Результаты своей
работы – рисунки, доклады, стихи, грамоты и благодарности – можно накапливать в
портфолио. Ребята тем самым готовятся к будущей жизни, а учителя повышают свою
квалификационную категорию.
Работа «от творчества учителя
– к творчеству ученика» достигает своей цели в том случае, если участники этого
тендема видят результаты своего труда и
чувствуют позитивное отношение к себе.
|